Услуги

Таможенное оформление при автомобильных перевозках

Таможенное оформление на различных видах транспорта, принципиально, не отличается друг от друга, за исключением ряда нюансов и представляемых товарно- сопроводительных документов, ниже, кратко, приведены особенности:

зона ТК

Международные перевозки грузов автомобильным транспортом оформляются

Товарно - трансортной накладной CMR. которая служит доказательством условий договора и удостоверением принятия груза перевозчиком. Форма накладной разработана Международным союзом автомобильного транспорта, определившим ее обязательные и дополнительные реквизиты.

Накладная CMRпредставляет собой бланк , состоящий из двенадцати страниц пустых граф , отпечатанных на самокопирующейся бумаге. Первые четыре экземпляра

( страницы) накладной пронумерованы и определены участникам договора перевозки : первый – грузоотправителю, второй – грузополучателю, третий – перевозчику , четвертый – для расчетов. Только первые три экземпляра комплекта накладных CMRимеют юридическую силу. Количество последующих экземпляров, не имеющих юридической силы , определяются количеством пересекаемых грузом таможенных постов и национальными таможенными процедурами.

zona-TK2

В накладной CMRуказывают следующие сведения:

  • место и дата ее составления;
  • наименование и адрес грузоотправителя ;
  • наименование и адрес перевозчика ;
  • место и дата приема груза к перевозке и предусмотренное место его сдачи;
  • наименование и адрес грузополучателя;
  • обозначение характера груза и способ его упаковки ( в случае перевозки ОГ их обозначение) ;
  • количество грузовых мест , их маркировка и номера ;
  • масса груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза ;
  • перечень прилагаемых к накладной документов, к которым относятся счет – фактура, отгрузочная спецификация, сертификат качества ( если грузы имеют промышленное происхождение ) , ветеринарный сертификат ( если грузы имеют животное происхождение ), карантинный сертификат ( если грузы имеют растительное происхождение) , сертификат происхождения товара, акт загрузки;
  • связанные с перевозкой расходы ( провозная плата , дополнительные расходы, таможенные пошлины и сборы) , прочие издержки с момента заключения договора до сдачи груза получателю;
  • указания , требуемые для выполнения таможенных и других формальностей ;
  • указания , что перевозка производится независимо от всякой оговорки с соблюдением порядка , установленного условиями договора перевозки ( если накладная не содержит такого указания, перевозчик отвечает за все расходы и убытки ,которые могут быть причинены грузовладельцу вследствие такого упущения ).

vezd-v-TK

Накладная подписывается отправителем и перевозчиком. Однако отсутствие , неправильное заполнение или потеря накладной не отражается ни на существовании , ни на действенности договора на перевозку; это обусловлено тем , что накладная CMRне является товарораспорядительным документом, а только определяет передачу товара продавцом покупателю и переход связанных с перевозками рисков через посредничество перевозчика в пункте отправления , на границе или в пункте назначения груза в зависимости от базисного условия договора купли – продажи.

В момент принятия груза к перевозке перевозчик обязан проверить точность записей, сделанных в накладной относительно количества грузовых мест , их маркировку и нумерацию , а также внешнее состояние груза и его упаковку.

Грузоотправитель имеет право требовать проверки перевозчиком массы груза или его количества , содержимого грузовых мест, возместив перевозчику расходы , связанные с проверкой. Результаты такой проверки заносят в накладную. Наряду с этим грузоотправитель имеет право объявить ценность , декларировать стоимость груза при условии оплаты перевозчику надбавки к провозной плате , размер которой определяется по согласованию сторон.

Грузоотправитель обязан своевременно приложить к накладной необходимые сопроводительные документы и сообщить перевозчику все иные сведения , необходимые для выполнения таможенных, санитарных и других формальностей.

Грузоотправитель , выдавая перевозчику накладнуюCMR , имеет право распоряжаться грузом , например потребовать от перевозчика изменения места, предусмотренного для сдачи груза , или сдачу груза не тому получателю , который указан в накладной. Однако он теряет это право , когда второй экземпляр накладной вручен грузополучателю. С этого момента перевозчик должен руководствоваться указаниями грузополучателя.

досмотр на сканере

Грузополучателю также может принадлежать право распоряжаться грузом с момента составления накладной CMR, если грузоотправитель сделал в ней соответствующее указание. Использование права распоряжения грузом обусловливается следующими положениями:

  • грузоотправитель или грузополучатель , желающий использовать право , должен представить первый экземпляр накладной CMR, в которую следует внести новые указания перевозчику , и возместить перевозчику расходы и ущерб , вызванные выполнением этих указаний;
  • указания не должны нарушать хода нормальной работы перевозчика и наносить ущерб отправителем или получателем других грузов.

Перевозчик , который не выполнил указания или выполнил их , не потребовав представления ему первого экземпляра накладной CMR, несет ответственность перед грузовладельцем за нанесенный таким образом ущерб. По прибытии на место назначения грузополучатель делает отметку о принятии груза в третьем экземпляре накладнойCMR и одновременно имеет право требовать передачи ему второго экземпляра. С выдачей груза получателю в пункте назначения обязательство перевозчика считается выполненным.

 

Примеры товарно-сопроводительных документов:

tir

CMR

Таможенное оформление при морских перевозках

Таможенное оформление на различных видах транспорта, принципиально, не отличается друг от друга, за исключением ряда нюансов и представляемых товарно- сопроводительных документов, ниже, кратко, приведены особенности:

1422504461 1

Основным документом на морском транспорте является коносамент , однако основанием для его составления являются погрузочный ордер и штурманская расписка.

Погрузочный ордер является письменным предложением перевозчику заключить договор перевозки и взамен получить от него письменное доказательство его заключения в форме коносамента или накладной. Согласно Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации погрузочный ордер должен содержать следующие данные :

зона ТК порт

  • наименование отправителя;
  • наименование порта отгрузки;
  • наименование получателя;
  • наименование и сведения о грузе и его внешнем состоянии;
  • информация о размере фрахта , подлежащем оплате грузополучателем.

Штурманская расписка является акцептом ордера, т.е.ордером ,подписанным капитаном в подтверждение фактического приема груза на борт конкретного судна. Штурманская расписка не является товарораспорядительным документом, и, если на ней нет замечаний администрации судна по количеству и состоянию погруженного груза , она обменивается грузоотправителем на коносамент или накладную.

Коносамент одновременно является :

погрузка на площадку  порту

  • договором перевозки между грузоотправителем и морским перевозчиком;
  • распиской перевозчика в принятии груза на борт судна ( в день фактической погрузки груза на коносаменте ставится штемпель с надписью « Фактически погружено на борт( дата)») ;
  • свидетельством права собственности на груз ,которое в некоторых случаях может покупаться и продаваться ,т.е. товарораспорядительным документом.

Содержание коносамента определено Гамбургской конференцией 1978 г., но его форма может различаться у разных перевозчиков и на разных линиях.

На лицевой стороне коносамента указывают следующие данные:

  • наименование перевозчика и его местонахождение;
  • наименование грузоотправителя;
  • вид коносамента;
  • наименование грузополучателя;
  • адрес организации, которая может получить приказ от покупателя о получении груза и дальнейшем распоряжении им;
  • название судна;
  • пункт отправления;
  • пункт назначения;
  • сведения о грузе ( полученные из штурманской расписки);
  • внешнее состояние груза;
  • место оплаты фрахта;
  • место выписки коносамента, дата выписки, количество оригиналов коносамента, подпись перевозчика или лица ,действующего от его имени;
  • указание ( в соответствующих случаях ) , что груз должен или может перевозиться на палубе.

порт зона ТК

На обратной стороне коносамента указывают единые условия для всех грузовладельцев.

Когда перевозчик принимает груз в свое ведение, он по требованию грузоотправителя обязан выдать ему коносамент.

Юридическую силу имеет только оригинал коносамента ,который выписывается в трех экземплярах: первый остается у грузоотправителя, второй передается грузополучателю, а третий остается у перевозчика.

В качестве расписки в приеме груза на борт ( к перевозке) коносамент может быть «чистым» или «грязным» .

Коносамент называется «чистым» , если в нем не содержится дополнительных оговорок и отметок ,что груз или упаковка погружены на борт в поврежденном состоянии.

В случае выписки «грязного» коносамента ( груз и упаковка повреждены) все риски берет на себя грузоотправитель, поскольку как правило ,получение полной суммы за проданный товар происходит после предъявления банку « чистых» коносаментов.

 

Примеры товарно-сопроводительных документов:

конос

Транспортная документация на воздушном транспорте

Таможенное оформление на различных видах транспорта, принципиально, не отличается друг от друга, за исключением ряда нюансов и представляемых товарно- сопроводительных документов, ниже, кратко, приведены особенности:

domodedovo ыгрузка

Основными документами ,оформляемыми при международных грузовых авиаперевозках ,является авиагрузовая накладная и грузовой манифест.

Авиагрузовая накладная ( airwaybill) - это документ, удостоверяющий заключение договора между отправителем и перевозчиком на перевозку грузов, принятие товаров к перевозке и содержащий условия перевозки. Накладная является основным договорным и финансовым документом и не является ни товарораспорядительным , ни передаточным документом.

ДМД достака

Грузоотправитель ( экспедитор) должен заполнить на английском языке авиагрузовую накладную и вручить ее перевозчику одновременно с передаваемым ему для перевозки грузом. Грузоотправитель несет всю ответственность за полноту и правильность указанных сведений.

Форма авиагрузовой накладной для перевозки грузов в международном сообщении устанавливается ИАТА.

В соответствии с нормами ИАТА в авиагрузовой накладной указывают следующие данные:

Номер экземпляра

Цвет

Назначение

1

Зеленый

Остается у перевозчика ,выдавшего ее для целей расчета с клиентом , и служит документальным свидетельством подписания перевозчиком и грузоотправителем договора на перевозку

2

Розовый

Сопровождает партию груза до пункта назначения и выдается грузополучателю вместе с грузом

3

Голубой

Выдается перевозчиком грузоотправителю в момент принятия груза к перевозке и служит доказательством принятия груза перевозчиком к перевозке, документальным свидетельством подписей перевозчика и грузоотправителя под договором на перевозку, а также является важным банковским документом , свидетельствующим о выполнении продавцом своих обязанностей по договору купли – продажи на базисных условиях FCA.CPT.CIP

4

Желтый

Следует вместе с грузом до пункта назначения, подписывается грузополучателем и остается у последнего перевозчика в качестве расписки в получении груза и свидетельства о выполнении договора на перевозку

5

Белый

Следует вместе с грузом до пункта назначения и используется для таможенного оформления груза

6

-»-

Следует вместе с грузом и остается у третьего перевозчика при наличии такового

7

-»-

Следует вместе с грузом и остается у второго перевозчика при наличии такового

8

-»-

Храниться в аэропорту отправления

9

-»-

Остается у агента ,который оформлял груз или выполнял другие действия по договору перевозки

10,11,12

-»-

Используется перевозчиком при необходимости

ДМД карго

  • наименование груза;
  • наименование аэропортов отправления и прибытия;
  • объявленная ценность груза;
  • сумма платежа за перевозку;
  • прилагаемые к накладной документы;
  • дата составления накладной;

Авиагрузовая накладная составляется в 12 экземплярах идентичных бланков разного цвета ( три первых - оригиналы)

Грузовой манифест ( manifestofcargo) оформляется для каждой авиагрузовой накладной и используется для указания сведений о перевозимом грузе на данном рейсе. Содержание информации, вносимой в грузовой манифест, у различных авиакомпаний различно, однако в нем обязательно должны быть указаны следующие сведения:

зона ТК аиа

  • наименование перевозчика и его национальная принадлежность;
  • регистровый номер самолета;
  • номер и дата рейса;
  • пункт отправления и пункт назначения;
  • номер авиагрузовой накладной;
  • количество мест, масса и наименование груза.

Аэропорт отправления должен подготовить такое количество грузовых манифестов, которое соответствует количеству пунктов разгрузки груза , т.е. грузовые манифесты заполняются отдельно для каждого пункта разгрузки. Использование информации грузовых манифестов позволяет более оперативно разгружать партии грузов в промежуточных аэропортах.

 

Примеры товарно-сопроводительных документов:

аианакладная

Транспортная документация на железнодорожном транспорте

Таможенное оформление на различных видах транспорта, принципиально, не отличается друг от друга, за исключением ряда нюансов и представляемых товарно- сопроводительных документов, ниже, кратко, приведены особенности:

зона ТК жд

На железнодорожном транспорте накладная (way-bill.billoffreight .railroadoflading ) и ее копия – дубликат являются транспортными документами при внутренних и международных железнодорожных грузовых перевозках. Железнодорожная накладная составляется на имя определенного грузополучателя и следует с грузом до места назначения. Перевозчик скрепляет договор перевозки ,ставя штемпель на накладной и дубликате , который остается у грузоотправителя.

По договору перевозки железная дорога обязана перевезти груз в оговоренные сроки в сохранности на станцию назначения и выдать его грузополучателю, указанному в накладной , а грузоотправитель ,в свою очередь, обязан оплатить железной дороге установленную провозную плату за перевозку груза. Грузополучатель в договорных отношениях между грузоотправителем и железной дорогой выступает в качестве третьего лица. Ему предоставляется право требовать выдачи груза или его переадресовки обязать грузополучателя оплатить платежи, причитающиеся железной дороге , и получить груз.

зона ТК 3

К каждой накладной прилагается товаросопроводительная документация: отгрузочная спецификация, сертификат качества, упаковочный лист и т.п. В международных железнодорожных сообщениях в качестве договора перевозки действует железнодорожная накладная CIMна основе единой Конвенции о международных железнодорожных перевозках.

Накладная CIM содержит следующие основные сведения:

  • название станций назначения и пограничных станций;
  • наименование груза;
  • оплата за перевозку;
  • объявленная ценность груза;

досмотр колокол

Международные железнодорожные перевозки на основе Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении в странах – участницах Соглашения осуществляются по накладной СМГС. При следовании груза из России накладная заполняется на русском и немецком языках. При следовании груза в Россию бланки накладной и ее дубликата заполняются на языке страны отправления с построчным переводом на русский язык.

Накладная СМГС сопровождает груз до станции назначения и является документальным оформлением договора перевозки между грузоотправителем и администрацией железной дороги. Пограничную станцию , на которой груз передается в другую страну, указывается грузоотправитель. Грузоотправитель предъявляет станции оправления вместе с грузом по одному заполненному экземпляру накладной и дубликата накладной. Дубликат накладной возвращается ему после наложения календарного штемпеля, удостоверяющего прием груза к отправлению.

К накладной СМГС прилагаются сертификаты и свидетельства , а также разрешения на вывоз груза и другие документы.

Накладная СМГС состоит из пяти листов :

  • лист № 1 ( накладная) сопровождает груз до станции назначения и выдается грузополучателю вместе с листом № 5;
  • лист № 2 ( дорожная ведомость) сопровождает груз до станции назначения и остается у дороги станции назначения;
  • лист № 3 ( дубликат накладной ) выдается грузоотправителю после заключения договора перевозки;
  • лист № 4 ( лист выдачи груза ) остается у дороги станции назначения;
  • лист № 5 ( лист уведомления о прибытии груза ) выдается грузополучателю груза вместе с листом № 1.

На каждый груженный вагон составляется вагонный лист на соответствующих бланках по правилам внутреннего сообщения дорог страны отправления.

1314602536 t3

Накладной СМГС российско-финляндского прямого железнодорожного сообщения ( бланки на русском , шведском и финском языках) оформляют перевозку между Россией и Финляндией , а также транзитные перевозки через Финляндию.

Все страны ,использующие накладную СМГС , за исключением России , признают и накладную CIM . Таким образом, перевозки из России в страны COTIF, с которыми нет соглашений о прямых международных грузовых сообщениях, оформляют накладной СМГС по одной из пограничных станций железных дорог- участниц СМГС. В качестве получателя в накладной указывают начальника этой станции , а в графе « Особые заявления и отметки отправителя » - фактического получателя груза на станции назначения и его адрес. На основании этой записи на пограничной станции составляется накладная CIM , по которой груз переотправляется до конечной станции назначения , а первоначальная накладная СМГС прилагается к новым перевозочным документам.

Дорожная ведомость является внутренним документом железнодорожного транспорта, который служит для контроля правильности начисления провозных платежей, для расчетов железных дорог между собой за перевозку груза , статистических целей и т.п.

Дорожная ведомость с распиской в ней грузополучателя в получении груза является документом , удостоверяющим , что договор перевозки железной дорогой выполнен.

 

Примеры товарно-сопроводительных документов:

ЖД СМГС

Транспортная документация при международных смешанных и комбинированных перевозках

Таможенное оформление на различных видах транспорта, принципиально, не отличается друг от друга, за исключением ряда нюансов и представляемых товарно- сопроводительных документов, ниже, кратко, приведены особенности:

35

Особенностью перевозок грузов в смешанном сообщении является то, что перевозки осуществляются по единому перевозочному документу , составленному на весь путь следования , хотя в таких перевозках участвуют несколько видов транспорта. Правовые отношения , участниками которых являются транспортные организации других видов транспорта , участвующие в перевозке в качестве контрагентов , возникают на основании единого договора перевозки , который заключает грузоотправитель с транспортной или экспедиционной организацией , принимающей груз к перевозке.

Впервые вопрос создания унифицированных норм при международных перевозках грузов в смешанном сообщении рассматривался на Стокгольмской конференции Международной торговой палаты в 1927 году. В Конвенции ООН о международной смешанной перевозке грузов , подписанной в 1980 году , определены понятия договора и оператора смешанной перевозки , содержание документа смешанной перевозки , порядок его выдачи , оговорки и его доказательная сила.

Документ смешанной перевозки – товарораспорядительный документ, который является распиской в получении груза и подтверждает наличие договора смешанной перевозки. В соответствии с Конвенцией ООН о международных смешанных перевозках документ смешанной перевозки должен содержать следующие данные :

  • общий характер груза , маркировочные знаки , масса груза брутто и его количество , тип упаковки;
  • внешнее состояние груза;
  • наименование и основное место деятельности оператора смешанной перевозки;
  • наименование грузоотправителя или грузополучателя ( если он назван грузоотправителем ) ;
  • место и дата принятия оператором груза в свое ведение ;
  • место и дата доставки груза ;
  • указание , что документ является оборотным или необоротным ;
  • место и дата выдачи документа смешанной перевозки ;
  • количество оригиналов документа смешанной перевозки 4
  • провозные платежи , подлежащие уплате грузополучателем , и провозные платежи каждого вида транспорта ;
  • указание валют , в которых производиться уплата провозных плат ;
  • маршрут перевозки , используемые виды транспорта и места перегрузки груза ;
  • условия перевозки ;
  • условия страхования и любые другие данные , о которых стороны могут договориться и включить в документ , если они не противоречат законам страны , в которой он выдается ;

Основная работа по разработке документов , применяемых в смешанной перевозке , ведется ФИАТА и БИМКО . Ими разработаны следующие документы :

  • коносамент смешанной ( мультимодальной ) перевозки – который предназначен для использования экспедиторами , выступающими в роли оператора смешанной перевозки.

Экспедитор , который выдает коносамент ФИАТА , является ответственным и за товары , и за их доставку грузополучателю, т.е. за выполнение перевозки.

  • необоронная накладная смешанной перевозки - документ предназначенный для использования экспедиторами в качестве удостоверения заключения договора смешанной перевозки.
  • COMBIDOG – документ , как правило , используется оператором смешанной перевозки , эксплуатирующим морские суда.
  • MULTIDOG – документ , способствующий внедрению в практику Конвенции ООН о международных смешанных перевозках грузов.. Документ включает в себя положения об ответственности , содержащейся в Конвенции.
  • Экспедиторское поручение ФИАТА – документ , предназначенный для того, чтобы зафиксировать инструкции , полученные экспедитором от своего клиента. Экспедиторское поручение содержит условие продажи товара , условие страхового договора, инструкции по обращению с грузом , сведения о грузе , подлежащем доставке , страну происхождения товара, условия документарного аккредитива.
  • отправительская декларация на перевозку опасных грузов – документ , который грузоотправитель заполняет , подписывает и передает экспедитору при перевозке ОГ. В декларации содержится конкретная информация о характере груза и классификация ОГ в соответствии с международными правилами их транспортирования.
  • экспедиторская расписка о приеме груза – является официальным подтверждением приема строго определенных товаров экспедитором , который несет ответственность за перевозку и доставку груза получателю. Экспедиторская расписка не является оборотным документом и выдается грузоотправителю экспедитором сразу после принятия груза последним. В основном экспедиторскую расписку применяют при продаже товаров на условии EXW.
  • транспортный сертификат экспедитора ФИАТА – оборотный документ , удостоверяющий принятие под ответственность экспедитора определенной партии груза с обязательством ее отправки.
  • складская расписка экспедитора ФИАТА – унифицированный стандартный документ , предназначенный для использования при выполнении складских операций , осуществляемых экспедитором.
  • домашний коносамент – коносамент на каждую отдельную партию груза, который выдает экспедитор грузоотправителю в случае ,когда экспедитор выступает как перевозчик и предоставляет услуги по консолидации , укрупнению грузов, перевозимых морским или воздушным путем.

 

ЗАЯВКА НА ОРГАНИЗАЦИЮ ТАМОЖЕННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И ОЧИСТКИ ГРУЗА

Перечень услуг, заявляемых к выполнению: