Таможенное оформление при морских перевозках

Таможенное оформление на различных видах транспорта, принципиально, не отличается друг от друга, за исключением ряда нюансов и представляемых товарно- сопроводительных документов, ниже, кратко, приведены особенности:

1422504461 1

Основным документом на морском транспорте является коносамент , однако основанием для его составления являются погрузочный ордер и штурманская расписка.

Погрузочный ордер является письменным предложением перевозчику заключить договор перевозки и взамен получить от него письменное доказательство его заключения в форме коносамента или накладной. Согласно Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации погрузочный ордер должен содержать следующие данные :

зона ТК порт

  • наименование отправителя;
  • наименование порта отгрузки;
  • наименование получателя;
  • наименование и сведения о грузе и его внешнем состоянии;
  • информация о размере фрахта , подлежащем оплате грузополучателем.

Штурманская расписка является акцептом ордера, т.е.ордером ,подписанным капитаном в подтверждение фактического приема груза на борт конкретного судна. Штурманская расписка не является товарораспорядительным документом, и, если на ней нет замечаний администрации судна по количеству и состоянию погруженного груза , она обменивается грузоотправителем на коносамент или накладную.

Коносамент одновременно является :

погрузка на площадку  порту

  • договором перевозки между грузоотправителем и морским перевозчиком;
  • распиской перевозчика в принятии груза на борт судна ( в день фактической погрузки груза на коносаменте ставится штемпель с надписью « Фактически погружено на борт( дата)») ;
  • свидетельством права собственности на груз ,которое в некоторых случаях может покупаться и продаваться ,т.е. товарораспорядительным документом.

Содержание коносамента определено Гамбургской конференцией 1978 г., но его форма может различаться у разных перевозчиков и на разных линиях.

На лицевой стороне коносамента указывают следующие данные:

  • наименование перевозчика и его местонахождение;
  • наименование грузоотправителя;
  • вид коносамента;
  • наименование грузополучателя;
  • адрес организации, которая может получить приказ от покупателя о получении груза и дальнейшем распоряжении им;
  • название судна;
  • пункт отправления;
  • пункт назначения;
  • сведения о грузе ( полученные из штурманской расписки);
  • внешнее состояние груза;
  • место оплаты фрахта;
  • место выписки коносамента, дата выписки, количество оригиналов коносамента, подпись перевозчика или лица ,действующего от его имени;
  • указание ( в соответствующих случаях ) , что груз должен или может перевозиться на палубе.

порт зона ТК

На обратной стороне коносамента указывают единые условия для всех грузовладельцев.

Когда перевозчик принимает груз в свое ведение, он по требованию грузоотправителя обязан выдать ему коносамент.

Юридическую силу имеет только оригинал коносамента ,который выписывается в трех экземплярах: первый остается у грузоотправителя, второй передается грузополучателю, а третий остается у перевозчика.

В качестве расписки в приеме груза на борт ( к перевозке) коносамент может быть «чистым» или «грязным» .

Коносамент называется «чистым» , если в нем не содержится дополнительных оговорок и отметок ,что груз или упаковка погружены на борт в поврежденном состоянии.

В случае выписки «грязного» коносамента ( груз и упаковка повреждены) все риски берет на себя грузоотправитель, поскольку как правило ,получение полной суммы за проданный товар происходит после предъявления банку « чистых» коносаментов.

 

Примеры товарно-сопроводительных документов:

конос

ЗАЯВКА НА ОРГАНИЗАЦИЮ ТАМОЖЕННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И ОЧИСТКИ ГРУЗА

Перечень услуг, заявляемых к выполнению: